Рекомендации педагога-организатора по организации свободного времени учащихся

Рекомендации для родителей по организации досуговой занятости школьников в каникулярное время

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ЗАНЯТОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

         Одной из важных педагогических задач является создание во время каникул условий для полноценного отдыха и оздоровления, восстановления работоспособности каждого школьника.

         С целью организационной и продуктивной оздоровительной,  познавательной и досуговой деятельности школьников в каникулярное время родителям необходимо ориентироваться следующими методическими рекомендациями:

  1. Ознакомиться с содержанием информационного пространства в фойе школы, в частности с планом работы школы на каникулах, графиками работы кружков, спортивных секций, мероприятиями, которые проводятся в спортивном зале.
  2. Получить консультацию у классного руководителя по поводу планов организации внеурочной занятности класса на каникулах.
  3. Предусмотреть возможность личного участия вместе с ребенком в общешкольных и внеклассных мероприятиях, а также в их организации, подготовке и проведении.
  4. Вести учет времени работы ребенка на компьютере и просмотра телевизионных передач.
  5. Обеспечить максимальную возможность совместного просмотра телевизионных передач художественного и познавательного характера с последующим обсуждением и комментариями.
  6. Ознакомиться в учреждении образования с дислокацией и графиком функционирования  катков и хоккейных площадок, пунктов проката коньков и лыж в микрорайоне.

 

свернуть

Советы для родителей по организации свободного времени детей младшего школьного возраста

Советы для родителей

по организации свободного времени детей младшего школьного возраста

 

Безусловно, каждый родитель должен стремиться к тому, чтобы досуг его ребенка был грамотно организован.  Для того, чтобы как-то отвлечь ребенка от компьютера или телевизора, нужно заинтересовать его более интересным и полезным занятием. Конечно, очень хочется успеть везде и всюду, вложить в своего ребенка как можно больше, но, все же, выбирая кружки и секции, стоит прислушаться к голосу здравого смысла и мнению самого ребенка. Нам необходимо только помочь детям осознать собственные интересы, склонности. Часто у детей не сформированы устойчивые интересы, поэтому они постоянно прибывают в поиске интересного им кружка или секции. Ваша задача – мягко, не навязчиво посоветовать ребенку сделать выбор в пользу той или иной досуговой деятельности

 

Мы, взрослые, ничего не жалеем для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но мы легкомысленно решаем, что свободное время – это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое время надо уметь. И этому надо учить детей. К сожалению, современные исследования показывают обратное. В наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени

Свободное время ребенка - важное социально-педагогическая проблема. Именно свободное время рассматривается как время, когда происходит формирование личности, ее интересов, потребностей, способностей, ценностных ориентаций, самопознания, самоутверждения.  Бессмысленно организованное свободное время, пустые, а порой и антигуманные забавы наших детей стали обычным явлением современного общества. Причины этого явления различны: отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок, комнат школьника, недостаточность контроля и руководства досугом детей со стороны взрослых, неразвитость интересов, увлечений у ребят и др.

У многих детей самыми радостными часами в их детских рабочих буднях являются вечерние, когда уроки сделаны, все тревоги дня позади и можно заняться чем-то своим, личным и интересным. Время с семи часов вечера до полдесятого: два с половиной часа отдыха. Как их провести?

Безусловно, каждый родитель должен стремиться к тому, чтобы досуг его ребенка был грамотно организован. Но каждый ли знает о том, что такое правильный досуг и каким именно он должен быть? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала определиться, что именно вы ждете от вашего ребенка.

В первую очередь, конечно же важно, чтобы ребенок в свободно время развивался всесторонне. Многие родители считают свою роль в воспитании организации досуга ребенка ограниченной в связи с появлением в последнее время компьютеров, большого количества разнообразных развивающих современных игр, различных новомодных школьных предметов. Но родители в этом аспекте глубоко заблуждаются, это совсем не так.  Если ваш ребенок будет проводить все свое свободное время за компьютером, это не есть показатель домашности ребенка, его послушания и удовлетворенности, а скорее всего, показатель того, что у родителей совсем нет времени и желания заниматься своим собственным ребенком. Компьютеры, плееры, видео не могут заменить живое, эмоционально насыщенное общение.

Для того, чтобы как-то отвлечь ребенка от компьютера или телевизора, нужно заинтересовать его более интересным и полезным занятием. Это не значит, что нужно предлагать ребенку заниматься коллекционированием каких-то фантиков или марок. Современным детям такие устаревшие занятия, скорее всего, могут быть неинтересны, а вот занятия каким-то видом спорта может быть и полезно, и интересно.  Можно сделать досуг ребенка более красивым и предложить заняться ему, например, бальными танцами. (Слайд 5) Это яркое и необычайно красивое занятие научит вашего малыша чувствовать музыку, хорошо двигаться и держать правильную осанку, будет способствовать укреплению здоровья. Это всего лишь немногие примеры тех полезных и правильных занятий, которые можно предложить своему ребенку, но учтите, что, выбирая тот или иной вид занятия,  вы должны все согласовать со своим ребенком. Только полное соответствие вкусам ребенка и желание заниматься тем или другим видом спорта поможет организовать правильный досуг для ваших детей. И если ваш ребенок, например, любит музыку, а вы заставляете его плавать, это ни к чему хорошему не приведет.  Однако в плане секций и кружков тоже нужно знать меру. Многие родители полагают, что чем больше кружков, групп и секций посещает их ребенок, тем лучше. Конечно, очень хочется успеть везде и всюду, вложить в своего ребенка как можно больше, но, все же, выбирая кружки и секции, стоит прислушаться к голосу здравого смысла и мнению самого ребенка. Нам необходимо только помочь детям осознать собственные интересы, склонности. Часто у детей не сформированы устойчивые интересы, поэтому они постоянно прибывают в поиске интересного им кружка или секции. Ваша задача – мягко, не навязчиво посоветовать ребенку сделать выбор в пользу той или иной досуговой деятельности.

Что касается досуга ребенка в интеллектуальном плане, то стоит заметить, что умственный досуг служит базисом для всестороннего развития и получения дальнейших знаний, это основа получения серьезного багажа знаний и зарождения всесторонне развитого человека. Такими занятиями могут быть шашки, шахматы (развивают стратегическое мышление и математические наклонности), игра монополия, собирание мозаики (развивает логическое мышление, внимание и моторику пальцев). 

Для того чтобы ребенок всегда чувствовал привязанность и любовь родителей, не испытывал нехватки чувства любви и привязанности к своим родителям , им необходимо хотя бы один или два часа в день проводить вместе с детьми. Как утверждают психологи, когда дети и родители вместе играют, слушают песни, даже смотрят телевизор, они проникаются всеобъемлющим чувством семейственности и всепоглощающей любви. Это положительно сказывается на укреплении внутрисемейных отношений и на построении взаимного понимания между поколениями.

 Нельзя допускать, чтобы выходные дни стали для детей днями безделья, праздности и скуки. «Праздность — мать пороков», — говорит народная мудрость. В этих словах заключен глубокий педагогический  смысл. Дети, у которых много свободного времени, которые бесцельно блуждают по улицам, часто начинают нарушать порядок и дисциплину. Вместе с тем от беспорядочного времяпровождения они быстрее утомляются, истощают свои силы.

Надо научить детей весело и разумно отдыхать, восстанавливать силы. От правильной организации свободного времени детей во многом зависит их работоспособность.

Сегодня телевидение, просмотр мультфильмов и кинофильмов занимают большое место в жизни наших детей. Но за процессом «поглощения» этой информации необходим строгий контроль со стороны взрослых. Родители должны дозировать время нахождения у телеэкранов своих детей и следить за содержанием программ, которыми их дети заинтересовались. Многие дети из-за кино, мультфильмов забывают о других обязанностях и о школьной работе. Польза от просмотра в таком случае превращается в большой вред, а обилие впечатлений утомляет нервную систему. При просмотре очередного «шедевра», дети не обращают внимания на какие-то детали, не улавливают основной идеи.

Одним из видов организации досуга ребенка является формирование семейных традиций, что  является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «ОБРАЗ СЕМЬИ», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах. Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это и семейные праздники, и посещение театров, музеев, совместные прогулки, походы, игры и многое другое. Задача родителей — суметь грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

Полноценной организацией свободного времени ребенка является приобщение детей к культурным видам отдыха, доставляющим духовное наслаждение, не только восстанавливающим силы тела, но и обновляющим душу.

Серьезную ошибку допускают те родители, которые стремятся предоставить своим детям готовые развлечения и удовольствия, не требующие от них затраты каких-либо усилий. Это противоречит детской натуре, особенностям детей, стремящимся к активности и самостоятельности.

Для детей особенно полезен отдых активный, связанный с физическими упражнениями, разнообразными движениями, туристскими походами, спортивными играми. Почти треть детей в мире ведут малоподвижный образ жизни. Это обосновано и учебными нагрузками, и обилием информации, и посещением интеллектуальных занятий в кружках. Поэтому родителям нужно позаботиться об организации отдыха, связанного с двигательной активностью: походов и путешествий, спортивных игр и развлечений. Дети любят занятия, связанные с переменой мест, с новыми впечатлениями.

Для организации окончательно правильного досуга нужно распределять все занятия по определенным промежуткам времени. Так, для досуга в интеллектуальном плане лучше выделить время с 15 до 17 часов. Именно в это время по наблюдениям специалистов у детей проявляется самая высокая концентрация внимания и способность к умственному развитию. Вот главные аспекты организации правильного активного и пассивного отдыха ребенка, следование которым помогут вашему ребенку всесторонне развиться в умственном и физическом плане.

Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Нельзя возложить всю ответственность за организацию досуга детей на школу. Школа, конечно, должна приобщать младших школьников к полезной целесообразной деятельности, но занятость вне уроков необходимо обеспечивать в тесном контакте с вами - родителями.  Именно родители несут ответственность за интересный, а главное правильный досуг ребенка на протяжении его детства и юности. Чтобы правильно организовать отдых ребенка и в дальнейшем избежать проблем отцов и детей, нужно знать и выполнять основные простые правила, о которых я рассказала Вам сегодня.

 

 

 

 

свернуть