Детская агрессия

Что такое агрессивность и агрессия

Многообразие форм человеческой агрессивности, их неоднозначность и сложность приводят к тому, что в настоящее время в психологической науке отсутствует общепринятое определение этого понятия.

Агрессия — это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов у взрослых может выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт. 

Для детей ресурсами являются родители и их внимание, ресурсы, обеспечивающие физический комфорт (питание, тепло, безопасность), развитие (игры и игрушки, развивающие и творческие материалы), общение (с родными и сверстниками) и т.п. 

Агрессивность — это проявление агрессии или готовность её проявить, для того, чтобы раздобыть необходимый ресурс и удовлетворить свою актуальную потребность. Агрессивность, как личностная характеристика есть у всех.

Многообразие форм человеческой агрессивности, их неоднозначность и сложность приводят к тому, что в настоящее время в психологической науке отсутствует общепринятое определение этого понятия.

Агрессия — это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов у взрослых может выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт. 

Для детей ресурсами являются родители и их внимание, ресурсы, обеспечивающие физический комфорт (питание, тепло, безопасность), развитие (игры и игрушки, развивающие и творческие материалы), общение (с родными и сверстниками) и т.п. 

Агрессивность — это проявление агрессии или готовность её проявить, для того, чтобы раздобыть необходимый ресурс и удовлетворить свою актуальную потребность. Агрессивность, как личностная характеристика есть у всех.

Материал взят с сайта Республиканского центра психологической помощи

свернуть

Может ли агрессивность быть полезной

Любая эмоция, даже та, на которую навешен ярлык «негативная», обладает определенной ценностью и смыслом. В чем смысл и польза агрессивных эмоций? 

В ситуации опасности природой в человека заложены три инстинктивных реакции - «Бей. Беги. Замри». В ситуации нападения агрессивный отпор может спасти жизнь человеку. В этом ее польза. Но только ли в этом? 

Возникновение злости является подсказкой, сигналом о том, что не только физические, но и психологические границы человека нарушаются, например,  кто-то не учитывает интересы человека, строит неравноценные отношения.

Агрессивные эмоции (например, досада, раздражение) могут  являться источником мотивации (например, «мне это не нравится, раздражает, хочу, чтобы было по – другому»), энергии (те же досада и раздражение от несовпадения с желаемым дает энергию на преображение реальности, т.е. действия, направленные на изменение окружающей среды таким образом, чтобы это совпадало с желаемыми представлениями человека).

Злость является сигналом чего-то важного, активно пытаясь обратить внимание на это «важное». Часто злость является оберткой для других переживаний. Снимая верхнюю часть, «разворачивая обертку»  - осознавая злость, можно под ней заметить, например, страх от переживания опасности (например, когда мама кричит на ребенка, по неосторожности чуть не попавшего под машину), переживание утраты (проживание злости – один из ее этапов «Как ты мог бросить меня!) и т.п. 

 

Почему важно иметь представление о том, какую пользу могут принести «злые чувства»?  

В нашей культуре принято считать злость опасным, негативным переживанием и в связи с этим, всячески избегать этого чувства, а если оно возникло – стараться «подавить» его. Но, во-первых, в такой ситуации невозможно извлечь пользу, которую дает переживание этой эмоции, а во-вторых, подавленное чувство никуда не исчезает, накапливается и превращается в очень сильные и плохо регулируемые варианты: ярость, гнев.

По интенсивности переживания различаются следующие варианты агрессивных эмоций и чувств: раздражение, досада, возмущение, злость, негодование,  гнев, ненависть, ярость. Полезно учиться замечать первые проявления агрессивных переживаний, т.к. они могут дать важные подсказки и ими не сложно управлять.

 

Как объяснять про пользу злости детям:

  1. злость подсказывает о том, что нарушаются границы («кто-то зашел в мой огородик и топчется по моим грядочкам»)
  2. злость дает силы защищать свои желания (в начальной школе), права и ценности (сигнал в подростковом возрасте расширить полномочия, прислушаться к рассуждениям подростка)

3.. злость может быть направлена на достижения: «спортивная злость», злость на конкурирующего (кто-то дальше прыгает – придает силы перепрыгнуть).

Материал взят с сайта Республиканского центра психологической помощи

 

свернуть

Как разобраться в разнообразии проявлений агрессии

Понимание различных видов и проявлений агрессивности у детей может подсказать родителям дальнейшие действия для изменения эмоционального состояния и поведения ребенка.

По причине появления агрессию разделяют на реактивную и спонтанную.

Не всегда родители, наблюдая поведение детей, могут отнести их действия или слова к проявлениям агрессивности. Для помощи в ориентации в различных разновидностях проявлений агрессии можно опираться на следующую классификацию:

 

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённого человека и выражается прямо, в не завуалированном виде непосредственно в его присутствии.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать другого человека.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частых травмах.

Материал взят с сайта Республиканского центра психологической помощи

 

свернуть

Какими причинами может быть вызвано агрессивное поведение

Агрессивное поведение и поступки могут быть вызваны разнообразными причинами.

Семейные факторы:

Подражание реакции взрослых – агрессия возникает,  как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (чаще всего поведению родителей или значимых взрослых, но образцом для агрессивного поведения могут стать также  кино- и телегерои).

Разрушение или нарушение эмоциональной привязанности между родителями и детьми.

Модели воспитания в семье часто противоречат друг другу (когда мама и папа, и другие родные предъявляют к ребенку противоречивые требования), ребенок дезориентирован, всегда напряжен и напряжение может проявляться в агрессивных поступках и действиях.

Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных переживаний; использований приказов, обвинений и угроз в качестве воспитательного воздействия. У таких родителей основные воспитательные средства - это физическое наказание, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений, отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви в случае проступка.

Отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности  жизнью детей, когда  родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения.

Семьи, где дети не знают слова «нет», т.е. не имеют возможности адаптироваться к отказу. В результате возникает импульсивная агрессивная реакция на запрет, так как у детей нет возможности «потренироваться» справляться со своей реакцией.

Семьи, где злость является запретным чувством («в нашей семье не злятся»). Ребенок «выводит» подавленное в семье напряжение, проявляет своим поведением и эмоциями семейную агрессивность.

 

Психологическое особенности ребенка:

Тип темперамента и особенности характера как возможные причины агрессивности (например, холерики чаще флегматиков и меланхоликов проявляют агрессивность).

Недостаточное развитие интеллекта  может помешать ребенку опознать чувство, которое им овладело, и справиться с переживанием.

Недостаточное развитие коммуникативных навыков (например, неумение вести себя в конфликте или неумение договариваться, отстаивая свои интересы и интересы другого человека).

Сниженный уровень развития саморегуляции (может быть свойственен разным детям, нередко детям с особыми потребностями).

Неразвитость ведущего вида деятельности в соответствии с возрастом. У младшего школьника – это учебная деятельность и неуспешность в ней могут спровоцировать вспышки агрессии. У подростков ведущим видом деятельности является общение со сверстниками, и если у подростка не ладится с друзьями – это также провоцирует повышение частоты и интенсивности агрессивных реакций.

Сниженная самооценка. Неуверенность в себе делает ребенка уязвимым и поэтому является предпосылкой возникновения защитных агрессивных реакций.

 

Ситуативные причины:

Ребенок, в силу возрастных особенностей, сталкивается с ограничениями ежедневно. Агрессия может возникать как реакция на запрет, к которому ребенок или подросток не был готов. В этом случае энергией агрессивности ребенок пытается преодолеть препятствие на пути к желаемому. Также проявление агрессивности могут быть крайней мерой, «последним аргументом», когда ребенок исчерпал другие возможности для удовлетворения важной для него потребности.

Ситуативно агрессивное поведение может вызывать и плохое самочувствие, переутомление или перевозбуждение. Чем младше ребенок, тем более свойственны ему «перезагрузки» через агрессивные вспышки.

 

Социально-биологические причины:

Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Это обусловлено не только биологическими предпосылками, но и социальными ожиданиями, в рамках которых воспитываются мальчики.

К биологическим причинам возникновения агрессии относят ряд заболеваний, которые могут стать причиной спонтанных, немотивированных проявлений агрессивности.

 

 

Материал взят с сайта Республиканского центра психологической помощи

 

свернуть

Как помогать ребенку справляться с агрессией

Если родитель имеет представление о причинах, вызвавших агрессивное поведение и алгоритме действий при проявлении агрессии ребенком, то, устранив или минимизировав причину, а также многократно повторив действия и научив самого ребенка понимать свою агрессию и натренировав управлять ее – велики шансы справиться с агрессивным поведением и поступками.

Что важно сделать родителю, когда ребенок ведет себя агрессивно:

  1. Назвать эмоцию(«Ты злишься»).
  2. «Нормализовать» ее, объяснить, что испытывать злость – это нормально.  Человек имеет право испытывать все чувства, но не все действия, продиктованные эмоциями, могут быть позволены в обществе.  Можно сказать ребенку: «Злиться – это нормально. Все эмоции – полезны и хороши, но не все способы их выражения допустимы»
  3. Помочь понять причину злости и подобрать вариант для ее выражения.Возможно, достаточно сказать: «Я злюсь, когда брат берет мои вещи без разрешения. Я хочу, чтобы он перестал  делать это». Если агрессивная реакция очень сильная можно предложить вариант «разрядки» злости.
  4. Когда ребенок сбросил лишние эмоции и успокоился(скорее всего, на это понадобится время)можно поговорить с ним и прояснить, в связи с чем возникла агрессия (если не удалось это сделать раньше). Возможно,  он встретил препятствие на пути к удовлетворению своего желания либо устал за день и  «вспышка гнева»  стала способом разрядки накопленного напряжения или у него не было возможности проявить свою активность, и тогда агрессивная реакция стала способом  вывода избыточной энергии.
  5. После вместе с ребенком можно подумать, как получить желаемое или какие способы можно использовать в течение дня, чтобы не накапливать напряжение и сбрасывать лишнюю энергию. На этом этапе родителю важно стать помощником для ребенка, вовремя напоминать, что он похоже начинает сердиться и пора подумать, с чем связана злость и как с ней справляться. Для выработки умения замечать свое состояния и управлять им ребенку понадобится время и деликатная поддержка родителя.
  6. Если желаемое  невозможно получить – важно поддержать и утешить ребенка в его переживаниях.

 

Если родитель станет терпеливым помощником в знакомстве и овладении агрессивными эмоциями,  ребенок усвоит, что злиться – это нормально и найдет свои способы управления агрессивными переживаниями. В этом процессе пример взрослых – большое подспорье для начинающего укротителя агрессии.

Для развития способности у ребенка в будущем самостоятельно справляться со своей злостью в момент выброса гнева ребенком родителям важно сохранять устойчивость. Если родитель пугается агрессивности ребенка или проявляет агрессивность в ответ – ребенок получает послание о том, что его злость настолько опасна и непереносима, что даже самый близкий человек не выдерживает ее. И тогда у него не будет возможности познакомиться поближе со своей агрессивностью и научиться совладать с нею.

Материал взят с сайта Республиканского центра психологической помощи

 

свернуть

Какие способы разрядки можно предложить, если ребенок чувствует сильную злость

Существует множество способов отреагировать слишком сильную злость, чтобы она не повредила ни ребенку, ни окружающим. Важно дать попробовать несколько вариантов, чтобы ребенок мог найти именно те, которые ему подходят.

Совместные агрессивные игры:

  • бои на подушках;
  • битва мягкими мячами, газетными саблями, бумажными снежками;
  • соревнования (кто громче крикнет, кто дольше сможет орать, кто дальше прыгнет, танцевальные баттлы);
  • игры-«бурилки» - кто-то строит, кто-то разрушает;
  • игры-«бомбежки» - кто-то рисует, кто-то «бомбит» - зарисовывает; бросать мокрые бумаги или полотенца в ванной (цель можно нарисовать на плитке пальчиковыми красками);
  • перетягивать канат (полотенце).

 

Важно попробовать различные способы «разрядки» и найти подходящие каждому члену семьи. Например, можно:

  • стучать деревянным  молотком по пластиковым упаковкам от яиц;
  • топтаться по пластиковым или картонным стаканчикам;
  • рвать бумагу или ненужные тряпки;
  • записывать слова, которые приходят в голову, когда ребенок  злится;
  • высказать всю злость, обиды и претензии надутому шарику (потом можно лопнуть шарик);
  • «выдувать» свою злость в шарик;
  • насыпать в мешочки (или шарики) крупу и бросаться ими в рисунок (на рисунке можно изобразить того, на кого злишься);
  • разбивать молотком пластиковые или жестяные баночки (любят подростки);
  • забивать гвозди в деревяшки;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • самостоятельно изготовить музыкальные инструменты для выражения гнева («маракасы» из пластиковых бутылок с камешками внутри, например);
  • корчить рожи перед зеркалом;
  • рисовать обидчика и пририсовывать ему гадости или что-то смешное;
  • рисовать свой гнев, лепить из пластилина или пластики;
  • кричать;
  • петь караоке песни, соответствующие настроению;
  • безмолвно кричать «ААААААААААААА!» (выражая мимикой, пантомимикой и телесным напряжением);
  • станцевать импровизированный танец;
  • любая двигательная нагрузка (прыжки, повороты, отжимания, удары руками и ногами, толкания и т.п.);
  • тряски (все виды: руками, ногами, головой);
  • использовать юмор (придумывать смешное название состоянию, обидчику, кто на кого похож; развивать способность к самоиронии), можно вспоминать готовые анекдоты, семейные истории, ставшие анекдотическими, частушки и т.п.

Любые дыхательные техники. Обычное глубокое дыхание обладает волшебной силой: оно помогает  мышцам тела расслабляться и благотворно влияют на эмоциональное состояние.

Материал взят с сайта Республиканского центра психологической помощи

 

 

свернуть